О чудесном явлении Неопалимой

О чудесном явлении Неопалимой

Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"
На Руси считается что она защищает жилье от пожаров и является покровительницей всех пожарных.
Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим (Исх. 3). Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого. Быв Материю, Она осталась Девою: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистою, не познавшею беззакония. В церковных песнопениях слышится этот заветный символ: "Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила ecu". В стихире на Благовещение поется: "Радуйся, Купина Неопалимая".
Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона "Неопалимая Купина".
По народному верованию, икона эта избавляет дома почитающих ее от огня.
"Неопалимая Купина "изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение встречается редко.
Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет— во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, —в зеленый. В углах иконы —четыре символа, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также Архангелы с теми символами, какие
усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алебастровым сосудом, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадильницей, Варахиил с виноградными гроздьями и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери, — знамение того, что Она возвела человечество от земли на небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнопениях "Жезлом от корня Иессеева ".
Одна из наиболее чтимых икон "Неопалимой Купины" находилась в Благовещенском соборе московского Кремля. Принесенная в Москву палестинскими иноками в 1390 году, она, по преданию, была написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

Как выражается церковный народ, «по воле Божией» в духовную историю Южи вошло в конце ХХ века незаурядное событие – явление иконы Неопалимая купина. Явление икон – не столь уж редкое в масштабах всей Руси, но очень значимое событие для христианской жизни любого края и, тем более, отдельного селения. Народное благочестие всегда тщательно сохраняло для потомков мельчайшие
подробности встречи земного и горнего мира. Подобает и нам тщательно рассмотреть происшедшее событие.
Прежде всего познакомимся со значением образа Неопалимой и его происхождением. Почитание Неопалимой принесено на Русскую землю с востока, со Святой земли, Синайскими иноками еще в 1390-м году (Богоматерь. Полное илюстрированное описание... Сс. 564-566). /Фото г.Синай/ Икона Неопалимая купина представляет из себя образ Одигитрии в огне, заключенный в два контрастных ромба (синий и красный, или зеленый и темно-вишневый). Они символизируют соединение в Деве Марии несоединимого – Девства и Материнства, Божества и человечества. Более ранний тип этого изображения – горящий терновый куст, над которым изображается Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках.
Происхождение этой православной иконы очень древнее, относится к первым векам христианства и связано с духовной историей Синая и Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины. В 3-й главе книги Ветхого Завета «Исход» повествуется о Богоявлении святому пророку Моисею, когда, занимаясь выпасом овец на горе Хорив (библейское именование Синая), он увидел чудесное знамение:
терновый куст, горевший огнем, но не сгоравший в нем. В этот момент глас Божий воззвал к нему из куста: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я увидел страдание народа Моего в Египте … и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых… Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова)». И сказал: «так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
Ключевое значение этого Богоявления трудно переоценить. Это и посланничество пророка, чтобы извести свой народ из Египетского плена и совершить Пасху (одно из значений древнееврейского слова «пейсах» - «мимо» или «переход»), это также и ПЕРВОЕ(!) откровение имени Самого Бога, и, наконец, как стало традиционно в нашем богословии, это прообраз Боговоплощения, когда куст
прообразовал человеческое естество Пресвятой Богородицы, охваченное посещением Божества, но не попаленное Им и освященное благодатью Святого Духа.

С древнейших времен то самое место на горе Синай, где по преданию Бог воззвал к пророку Моисею, является местом паломничества и поклонения. Еще преследования со стороны римских язычников привели христиан с Ш века на гору Хориву (южная часть горного массива Синай). Вот свидетельство паломницы IV века из Испании Этерии, чьи записи дошли до нашего времени: «В начале долины было
много келий отшельников, и еще церковь с кустом. Куст растет до сих пор и дает отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растет куст, разбит очень приятный сад» (Цит. по: Монастыри святой Екатерины. М. Видное. Изд-е Свято-Екатерининской пустыни. 2000).
Природа тех мест очень сурова, практически не приспособлена для жизни человека. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Это были отшельники, жившие в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое Причастие. В правление императора Константина, принявшего христианскую веру, монахи обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища ее поддержки. В 330 году по повелению св. равноапостольной царицы Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Благовещению, и башня – убежище на случай нападения кочевников.
Спустя два с лишним века император Юстиниан приказал построить мощные монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. Елены, и замечательную церковь, которую он тоже посвятил Богоматери, поскольку согласно толкованию св. отцев, Неопалимая купина символизирует Благовещение. В церковных песнопениях, посвященных Богородице, мы неоднократно слышим: «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила еси», «Радуйся, Купино неопалимая» и т.д. В конце VI века, уже после кончины Юстиниана, в этом храме руками самих монахов была сделана удивительная по своей красоте и достоинству фреска «Преображение Господа Иисуса Христа». Так монахи запечатлели в произведении своего искусства свой опыт видения Фаворского света, учение о котором было завершено святителем Григорием Паламой в споре исихастов с варлаамитами в конце XIV века. Оба пророка, явившиеся с Господом апостолам на горе Преображения, Илья и Моисей, были удостоены Богоявления именно на этой горе Хориву, где теперь подвизались отшельники. Учитывая причастность Самой Девы Марии к неизреченному свету благодати Божией, церкви с тех пор усвоили наименование «Церковь Преображения Христа-Спасителя».
В монастыре сохраняются древнейшие иконографические образцы иконы «Неопалимая купина»: изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины. Святой алтарь часовни расположен не как обычно, над святыми мощами мучеников, а над корнями самой Неопалимой купины, растущей пышными побегами до нашего времени. В апсиде часовни – мозаичное изображение Креста Х века. Каждую субботу в часовне служится Божественная литургия. По сведениям насельников монастыря, куст, буйно растущий у стен часовни, был в незапамятные времена пересажен со своего первоначального места произрастания, чтобы над его корнями можно было построить святой алтарь. По свидетельству местных жителей, это единственное подобное растение на всем Синайском полуострове, причем все попытки его пересадить и развести в другом месте не имели прежде успеха, вплоть до 90-х годов ХХ века. Тогда, по личному свидетельству игумении Иерусалимского Горненского монастыря Русской православной церкви мат. Георгии, произошло чудо: не от корня, не от побега, а от засохшего листочка пошли побеги, и теперь в этой обители тоже пышно произрастает куст, отпрыск синайской Неопалимой купины. Растение это вечнозеленое, слегка похожее на малину, также дает побеги от корней. Веточки и черенки листьев усеяны колючими иголочками. Плодов не дает. Листья его имеют своеобразную форму, тоже слегка напоминающую формы листа малины, но рисунок более мелкий. Паломники, посещающие Екатерининский монастырь на Синае, имеют сегодня возможность увезти памятный подарок – вделанные в рамочку под стекло листочки с черенками с этого освященного присутствием Божиим куста.
Нам известен еще один случай удачного размножения иерусалимского куста, побег с которого около 2000 года был привезен одной христианкой в Москву, растет у нее в горшочке на подоконнике и, в свою очередь, его отростки переданы уже многим семьям. На Пасху 2005 года отросток с Горненского куста, высаженный в Иерусалиме в стаканчик, был прислан из Иерусалима в Иваново и передан для Южского Свято-Смоленского храма, где освящен алтарь в честь чудесного явления Неопалимой купины в Юже. Осенью случилось, что этот побег засох, и уже надо было сообщить эту печальную весть матушке Георгии, но произошло радостное событие: спустя месяц прямо из почвы у ствола засохшего побега вышли три новых побега, которые вскоре укрепились и теперь все больше растут и ветвятся.
С XIV века греческие и палестинские путешественники снова, после монгольского разорения, стали попадать на Русь. Около 1390 года синайскими монахами в дар великокняжескому семейству в Москву была привезена икона Неопалимой купины, написанная, по их словам, на камне с той горы, где святому пророку Моисею было Богоявление в терновом кусте. До революции она хранилась в Благовещенском соборе Кремля (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Ст. 1626). В Москве в Хамовниках примерно в XVII веке был построен храм, посвященный Неопалимой купине, главной святыней которого была чудотворная икона Неопалимой, перенесенная сюда из Грановитой палаты Кремля. Драгоценная риза с нее во время событий 1812 г. была украдена и чудесным образом возвращена польским солдатом. Икона издревле почитается как защитница христианских домов от пожаров и огненной стихии. Последование Неопалимой купине, принесенное со Святой земли, поется синайскими иноками во время грозовых бурь. В г. Славянске Харьковской губернии, когда там в 1822 г. случились многочисленные пожары, образ Неопалимой был написан по благословению во сне, и тотчас была обнаружена их виновница – поджигательница малоумная девица Мавра (Богоматерь. Полное… С. 566.). Почитателем этого образа Божией Матери был и святой пастырь прот. Иоанн Кронштадтский, по его благословению его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) в 1904 году основала единственный в России монастырь в честь Неопалимой Купины – Парфеневскую пустынь близ Череповца.

Источник www.old-yuzha.ru

10:15
101
Нет комментариев. Ваш будет первым!